Основателем и первым игуменом настоятелем монастыря был Иов (Иван) Княгиницкий (1550—1621), родом из г. Тысменица — один из плеяды выдающихся представителей церкви, которые активно занимались богослужебной и культурно-просветительской деятельностью. Вместе с Иоанном Вишенским, Захарием Копыстенским в 1606 году им была создана монашеская община.
В 1621 году Манявский скит был обнесён каменной стеной с тремя оборонительными башнями, за которыми укрывались жители окружающих сел во время нападений турок и крымских татар. Манявский скит был одним из центров православия в Галиции. Имел большую библиотеку, славился главным иконостасом, выполненным живописцем Ю.Кондзелевским. Позднее иконостас находился в церкви села Богородчаны, с 1923 года хранится в Национальном музее во Львове.
В 1785 году Манявский скит, последняя православная обитель в Галиции, был закрыт австрийским правительством. Из сооружений монастыря сохранились крепостные стены и руины монастыря. В 1980 году в Манявском ските был открыт историко-архитектурный музей.
В 1620, а позднее в 1748 году скит получил от константинопольского патриарха право ставропигии, что означало независимость от местных иерархов и прямое подчинение патриарху.
В 1628 году на Киевском соборе скит получил звание прота (председательствующего монастыря воеводств Русского, Белзкого и Каменец-Подольского. Скиту подчинялось тогда 556 других монастырей.
В начале XVIII века скит на Уневском соборе (Унев — село Перемышлянского района на Львовщине) на короткий срок вынужден был принять церковную унию с Римом, но вскоре её отверг и до своего закрытия оставался оплотом православия.
Кроме православных молдавских и московских покровителей, благодетелями и причетниками, а то и монахами скита были Касиян Сакович, Кирилл Ставровецкий, Лев Шептицкий, Иосиф Шумлянский, Иов Железо (Почаевский), Василий Туркул и другие.
По мнению части учёных, на территории скита был похоронен бывший гетман Иван Выговский, поскольку он просил об этом при жизни. В 1930-х годах делались попытки разыскать могилу гетмана, однако его останки не были выявлены.
В скиту осталась надгробная плита, под которой были захоронены первые два игумена: Иов Княгиницкий и Феодосий. Кроме того, ещё есть 6 старинных икон и 5 копий из Богородчанского иконостаса, есть хоругви, ризы, несколько крестов, образцов рельефной резьбы и изделий из металла культового назначения.
Архитектура
Архитектурный монастырский комплекс зданий представляет ансамбль каменных и деревянных сооружений, огороженных высокой каменной стеной с башнями и бойницами — удачный синтез горного рельефа и фортификаций. Между склонами гор, покрытых вечнозелёной пихтой, с трёх сторон территория монастыря омывается речными водами. Когда-то это было место для молитвы, очищения, исповеди и причастия, а одновременно надёжное убежище во времена нападений крымских татар и турок. Монастырь имеет подземные сводчатые подвалы, с сокровенными выходами в горы и соединительными переходами между зданиями.
Блаженный камень
Манявский Скит также известен «Блаженным камнем», который по мысли верующих, является местом молитвы и очищения от скверны, это первое жильё — скит, где поселились «первые апостолы карпатского Подгорья» (Иван Вагилевич). Блаженный камень находится почти на километровом расстоянии от моста на горе Манявке, рядом с монастырским озером. Камень напоминает исполинскую пещеру или нишу (углубление 10 на 3 м), типичное старинное жильё монахов, скит.
Архитектурный монастырский комплекс зданий представляет ансамбль каменных и деревянных сооружений, огороженных высокой каменной стеной с башнями и бойницами — удачный синтез горного рельефа и фортификаций. Между склонами гор, покрытых вечнозелёной пихтой, с трёх сторон территория монастыря омывается речными водами. Когда-то это было место для молитвы, очищения, исповеди и причастия, а одновременно надёжное убежище во времена нападений крымских татар и турок. Монастырь имеет подземные сводчатые подвалы, с сокровенными выходами в горы и соединительными переходами между зданиями.